Зуб треснул пополам, можно ли его спасти

Что становится причиной травмы

Основной причиной, по которой происходит повреждение коронки зуба, считается ослабленная эмаль. В таких случаях часто образуются микротрещины и сколы, которые впоследствии и приводят к перелому коронки.  Но даже крепкие зубы могут быть травмированы при сильном механическом воздействии, однако, происходит это, как правило, одномоментно.

Причиной ослабление эмали может стать:дефицит кальция

• некачественное лечение зуба;
  • дефицит кальция, фосфора и фтора;
  • нарушение правил питания;
  • постоянное воздействие пищевых кислот;
  • нарушение работы поджелудочной с неравномерным выделением кислотности;
  • действие разных температур при приеме пищи (горячее-холодное);
  • травмы челюсти.

При ослабленных зубах трещина может возникнуть и в результате привычки грызть твердые предметы или продукты, ногти, упаковки и т. д.

Стоматологи предупреждают, что наибольшему риску подвержены пациенты, у которых было проведено предварительное лечение зубов с удалением пульпы или установкой пломбы на обширную пораженную полость коронки.

Особенности травмы зуба

Трещина на коронки зуба может быть небольшого размера, тогда ее выявить удается только при профилактическом осмотре или диагностике. Значительное повреждение заметно визуально.

Если треснул зуб, его можно спасти, но важно не игнорировать симптомы:

При скрытом повреждении могут проявиться симптомы:

• не локализованная зубная боль постоянного характера;
  • чувствительность зубов при приеме пищи.

При своевременном обращении в стоматологию, можно спасти расколотый зуб. Однако, при игнорировании симптоматики, могут возникнуть осложнения:

• инфицирование или воспалительный процесс пульпы или десны;
  • некроз тканей;
  • опухоль мягких тканей;
  • кровоточивость десен;
  • подвижность зубного корня;
  • смещение зуба.

С целью реконструкции зуба пациенты обращаются к стоматологу намного чаще по эстетическим соображениям, когда дефект портит улыбку. Следует понимать, что трещина коронки является патологией и требует не просто ее восстановления, но и лечения последствий травмы.

Какие бывают трещины

Повреждение зубной коронки может иметь разную локализацию и направление. Характер трещины во многом влияет на возможность сохранение естественной коронки, а иногда и самого зуба.

Прежде всего, трещины разделяют на два вида: внешние и внутренние. Более опасными считаются скрытые травмы, когда происходит повреждение корня или пульпы. Шансы на то, что можно будет сохранить зуб, если раскололся корень, невелики. При сопутствующих патологиях, например, при воспалении пульпы, стоматологи преимущественно прибегают к удалению зуба.

По направлению выделяют три типа травмы.Зуб треснул пополам

1. Диагональные. Трещина проходит снизу до верха в наклонном направлении. Если треснул зуб до корня можно его спасти, но только при условии отсутствия повреждений внутренних тканей. Даже сложный перелом коронки удается восстановить методом наращивания композитными материалами.
  2. Горизонтальные. Такие повреждения наиболее распространенные и преимущественно происходят в результате травмы челюсти. Когда зуб раскололся пополам горизонтально, его можно сохранить. В зависимости от площади скола, может применяться композитный материал, либо ортопедические накладки, закрепляемые на штифты.
  3. Вертикальные. Трещина на коронке проходит вертикально. Визуально создается впечатление раскола зуба на две части. Чем длиннее трещина, тем выше вероятность поражения внутренних тканей, включая кости челюсти.

Стоматологи обращают внимание на устранение повреждений на жевательных зубах. От прочности коронки напрямую зависит жевательная функция. Поврежденный зуб уже не может полноценно выполнять свою функцию. Вертикальная трещина на зубах может потребовать установки коронки на молярах или виниров на передних зубах.

Рекомендации стоматологов

Если треснул зуб, его можно сохранить, но для этого следует сразу же записаться на прием к стоматологу. Чем раньше будет оказана профессиональная помощь, тем меньше вероятность осложнений.

До визита к врачу следует придерживаться рекомендаций:

• полностью исключается нагрузка на травмированный зуб;
  • принимают только мягкую или перетертую пищу средней температуры;
  • каждый час полоскать полость рта антисептическими средствами, солевые растворами иди отварами трав.

Специалисты категорически не советуют трогать пальцами или языком поврежденный зуб. Не следует его расшатывать или пытаться использовать какие-либо народные рекомендации. Когда треснул зуб, спасти его можно только при обращении в стоматологию.

Методы лечения и реставрации

Зуб треснул пополамЕсли зуб раскололся, можно ли его спасти, будет зависит напрямую от особенностей травмы и времени, спустя которое человек обратился к стоматологу. С большой вероятностью сохранить зуб можно при небольших сколах и микротрещинах. Применение композитных материалов позволит восстановить коронку без видимых эстетических дефектов.

Намного сложнее ситуация обстоит с обширными трещинами. Реставрация коронки и лечение проводится только при условии сохранения не менее трети зубного корня, отсутствия воспалительных, либо инфекционных процессов.

При значительных трещинах по вертикали или диагонали стоматологи удаляют одну часть коронки и проводят наращивание второй половины или установку протеза на имплантах. Такие манипуляции необходимы, поскольку даже если трещина не прошла до основания зуба, то под нагрузкой она зуб все равно расколется и его целостное сохранение потребует повторного лечения спустя какое-то время. Повреждение корневой системы, челюстной ткани, пульпы выполняют удаление зуба. Экстракция применяется и при повреждении зубов мудрости.

Если зуб треснул пополам его можно сохранить, но только частично при отсутствии серьезных повреждений. Не следует затягивать с визитом к врачу. Современная стоматология имеет огромные возможности по восстановлению зубов, даже если потребуется удаление, коронку можно восстановить с помощью протезов, которые не будут отличаться от остальных зубов.

Рейтинг статьи: 5