Зуб треснул пополам, можно ли его спасти

Что становится причиной травмы
Особенности травмы зуба
Какие бывают трещины
Рекомендации стоматологов
Методы лечения и реставрации

Что становится причиной травмы

Основная причина, по которой происходит повреждение коронки зуба, считается ослабленная эмаль. В таких случаях часто образуются микротрещины и сколы, которые впоследствии приводят к перелому коронки.  Но даже крепкие зубы могут быть травмированы при сильном механическом воздействии. Однако, происходит это, как правило, одномоментно.

Причиной ослабление эмали может стать:

• некачественное лечение зуба;

• дефицит кальция, фосфора и фтора;

• нарушение правил питания;

• постоянное воздействие пищевых кислот;

• нарушение работы поджелудочной с неравномерным выделением кислотности;

• действие разных температур при приеме пищи (горячее-холодное);

• травмы челюсти.

При ослабленных зубах трещина может возникнуть и в результате привычки грызть твердые предметы или продукты, ногти, упаковки и так далее.

Стоматологи предупреждают, что наибольшему риску подвержены пациенты, у которых было проведено предварительное лечение зубов с удалением пульпы или установкой пломбы на обширную пораженную полость коронки.

Особенности травмы зуба

Трещина на коронки зуба может быть небольшого размера, тогда ее выявить удается только при профилактическом осмотре или диагностике. Значительное повреждение заметно визуально.

Если треснул зуб, его можно спасти, но важно не игнорировать симптомы. При закрытом повреждении могут проявиться симптомы:

• не локализованная зубная боль постоянного характера;

• чувствительность зубов при приеме пищи.

При своевременном обращении в стоматологию, можно спасти расколотый зуб. Однако при игнорировании симптоматики, могут возникнуть осложнения:

• инфицирование или воспалительный процесс пульпы или десны;

• некроз тканей;

• опухоль мягких тканей;

• кровоточивость десен;

• подвижность зубного корня;

• смещение зуба.

С целью реконструкции зуба пациенты обращаются к стоматологу намного чаще по эстетическим соображениям, когда дефект портит улыбку. Следует понимать, что трещина коронки является патологией и требует не просто ее восстановления, но и лечения последствий травмы.

Какие бывают трещины

Повреждение зубной коронки может иметь разную локализацию и направление. Характер трещины во многом влияет на возможность сохранение естественной коронки, а иногда и самого зуба. Прежде всего, трещины разделяют на два вида: внешние и внутренние. Более опасными считаются скрытые травмы, когда происходит повреждение корня или пульпы.

Шансы на сохранение зуба при расколотом корне невелики. При сопутствующих патологиях, например, при воспалении пульпы, стоматологи преимущественно прибегают к удалению зуба.

По направлению выделяют три типа травмы.

1. Диагональные. Трещина проходит снизу до верха в наклонном направлении. Если треснул зуб до корня, его можно спасти, но только при условии отсутствия повреждений внутренних тканей. Даже сложный перелом коронки удается восстановить методом наращивания композитными материалами.

2. Горизонтальные. Такие повреждения наиболее распространенные и преимущественно происходят в результате травмы челюсти. Когда зуб раскололся пополам горизонтально, его можно сохранить. В зависимости от площади скола, может применяться композитный материал либо ортопедические накладки, закрепляемые на штифты.

3. Вертикальные. Трещина на коронке проходит вертикально. Визуально создается впечатление раскола зуба на две части. Чем длиннее трещина, тем выше вероятность поражения внутренних тканей, включая кости челюсти.

Стоматологи обращают внимание на устранение повреждений на жевательных зубах. От прочности коронки напрямую зависит жевательная функция. Поврежденный зуб уже не может полноценно выполнять свою функцию. Вертикальная трещина на зубах может потребовать установку коронки на молярах или виниров на передних зубах.

Рекомендации стоматологов

Если треснул зуб, его можно сохранить, но для этого следует сразу же записаться на прием к стоматологу. Чем раньше будет оказана профессиональная помощь, тем меньше вероятность осложнений.

До визита к врачу следует придерживаться рекомендаций:

• полностью исключается нагрузка на травмированный зуб;

• принимают только мягкую или перетертую пищу средней температуры;

• каждый час полоскать полость рта антисептическими средствами, солевыми растворами или отварами трав.

Специалисты категорически не советуют трогать пальцами или языком поврежденный зуб. Не следует его расшатывать или пытаться использовать народные рекомендации. Когда треснул зуб, спасти его можно только при обращении в стоматологию.

Методы лечения и реставрации

Спасение расколотого зуба будет зависеть напрямую от особенностей травмы и времени, спустя которое человек обратился к стоматологу. С большой вероятностью сохранить зуб можно при небольших сколах и микротрещинах. Применение композитных материалов позволит восстановить коронку без видимых эстетических дефектов.

Намного сложнее ситуация обстоит с обширными трещинами. Реставрация коронки и лечение проводится только при условии сохранения не менее трети зубного корня, отсутствия воспалительных либо инфекционных процессов.

При значительных трещинах по вертикали или диагонали стоматологи удаляют одну часть коронки и проводят наращивание второй половины или установку протеза на имплантах. Такие манипуляции необходимы, поскольку даже если трещина не прошла до основания зуба, то под нагрузкой на зуб все равно расколется, и его целостное сохранение потребует повторного лечения спустя какое-то время. Повреждение корневой системы, челюстной ткани, пульпы — выполняют удаление зуба. Экстракция применяется и при повреждении зубов мудрости.

Если зуб треснул пополам его можно сохранить, но только частично при отсутствии серьезных повреждений. Не следует затягивать с визитом к врачу. Современная стоматология имеет огромные возможности по восстановлению зубов. Даже если потребуется удаление, коронку можно восстановить с помощью протезов, которые не будут отличаться от остальных зубов.

Современная ортодонтия, также как и другие области стоматологии, значительно шагнула вперед. Сегодня для исправления прикуса применяют специальные компьютерные технологии, выполняющие цифровое моделирование прикуса. Такой подход позволяет спрогнозировать все этапы коррекции прикуса, значительно сократить срок лечения, сделать конструкцию максимально эстетичной и комфортной, ну и, конечно, получить эффективный результат.

Отек десны часто явление, с которым сталкивался почти каждый человек. Стоит ли беспокоиться из-за этого? Конечно же да. Отечность мягких тканей полости рта — патологическое состояние, которое характерно для симптоматики воспалительных процессов. Причина отека десны может быть разной. Провоцирующим фактором может послужить как травма мягких тканей, так и серьезное стоматологическое заболевание.

С кровоточивостью десен сталкивался почти каждый, но вот к стоматологу с такой проблемой обращаются крайне редко. Часто это становится фатальной ошибкой, поскольку кровь, выступающая из десен, всегда является симптомом патологического процесса в организме. Чтобы лечение было эффективным, важно правильно определить причины кровоточивости десен.

Современная ортопедия в стоматологии предлагает решить проблему разрушенных или отсутствующих зубов, восстановив не только их функциональные возможности, но и внешний вид. Сегодня протезы почти неотличимы от настоящих зубов. Причин, почему стоматологи рекомендуют ортопедические конструкции, которые максимально схожи с настоящими зубами, множество. Постараемся рассмотреть особенности зубных протезов с разных сторон.

Зачем нужна профессиональная чистка зубов, если можно проводить тщательную гигиену полости рта и проходить профессиональный осмотр? Это один из частых вопросов, которые часто задают пациенты стоматологу.

Металлокерамика, благодаря сочетанию трех основных критериев (надежность, эстетичность и стоимость), считается самым популярным материалом для изготовления зубных протезов. Но продолжительность срока службы и сохранения первоначального вида протеза зависит во многом от того, как осуществлялся уход за зубами из металлокерамики. Рекомендуем ознакомиться с рекомендациями стоматологов-ортопедов.