Дистальный прикус зубов — причины и лечение

Симптомы
Причины патологии
Неблагоприятные последствия
Методы диагностики
Методы терапии у детей
Методы исправления патологии у взрослых

Иногда стоматолог при осмотре замечает, что верхняя челюсть пациента значительно выдается вперед по отношению к нижней при их смыкании. В таком случае он ставит диагноз — дистальный прикус зубов. Патологию также называют дистальной окклюзией. Она может быть следствием чрезмерного развития верхней или недоразвития нижней челюсти. Дистальную, или прогнатическую окклюзию обнаруживают примерно у трети детей и 20% взрослых, имеющих неправильный прикус. Ее нужно исправлять, поскольку она приводит к весьма неприятным последствиям. Таких пациентов лечат в стоматологии.

Симптомы

Дистальный прикус можно обнаружить и самостоятельно. Он заметен не только при неправильном положении зубов при смыкании челюстей: о нем говорят особенности мимики, характерность черт лица и даже положение тела.

Внутриротовые признаки

Верхние фронтальные резцы в норме на треть прикрывают нижние. Если у пациента дистальный прикус, они опускаются ниже, а также выдвигаются вперед. Между рядами образуется сагиттальная щель.

Внешние симптомы

У человека, скорее всего, прикус зубов дистальный, если имеются следующие признаки:

• «птичий» профиль;

• слишком мелкий, скошенный подбородок, часто двойной;

• небольших размеров нос значительно выдается вперед;

• когда челюстные мышцы расслаблены, губы не смыкаются.

Осанка тоже является признаком наличия патологии: тело пациента всегда наклонено вперед, живот выпирает, он сутулится, его шея кажется более длинной, чем есть на самом деле.

Функциональные признаки

Дистальный прикус затрудняет носовое дыхание, процесс пережевывания пищи, глотания. Иногда он негативно влияет на речь: страдает дикция, возникает шепелявость. Сам человек обычно этого не замечает, поскольку аномалия развивается медленно, с 4—6 лет. Организм адаптируется к ней.

Причины патологии

Почему у некоторых людей дистальный прикус? Челюсти формируются под влиянием разных факторов. Некоторые из них воздействуют еще в процессе внутриутробного развития. Дистальный, или прогнатический прикус обычно представляет собой следствие наличия множества факторов. Это:

• генетика: приблизительно в 66% случаев именно наследственная предрасположенность приводит к появлению проблемы;

• влияние на рост плода неблагоприятной окружающей среды, болезни матери, воздействие радиации, употребление спиртных напитков при беременности, дефицит витаминов;

• кормление из бутылочки со слишком большим отверстием: не дает нужной нагрузки на челюстной аппарат, поэтому он развивается неправильно;

• длительное сосание пустышки, пальцев: ребенка следует отучить от них до достижения им двухлетнего возраста;

• искривление носовой перегородки, аденоидит, синусит, ринит и другие болезни, нарушающие дыхание носом: все это приводит к опущению челюсти при дыхании ртом;

• дефицит кальция, фтора, рахит, эндокринные патологии: они негативно влияют на рост и формирование челюстей, прорезывании зубов;

• ранняя утрата молочных зубов: при их длительном отсутствии рост челюстей нарушается.

Неблагоприятные последствия

При неправильном смыкании зубов нагрузка на них распределяется неравномерно, что способствует их быстрому изнашиванию. Страдают и ткани пародонта: они воспаляются, образуются глубокие десневые карманы, рецессии десны.

Постоянное давление в придесневой области на эмаль способствует возникновению клиновидных дефектов. В таком случае требуется их лечение. Корни зубов постепенно становятся слабыми. Иногда причина нарушений работы ЖКТ кроется именно в неправильном положении зубов. Конечно же, ситуацию нужно исправлять.

Методы диагностики

Пациент должен записаться на прием к стоматологу-ортодонту. Врач осматривает ротовую полость, обращает внимание на дыхание, осанку, состояние челюстного сустава. Чтобы лечение оказалось эффективным, необходимо разработать четкий план действий. Для этого потребуются данные, которые получают при помощи современных методов диагностики:

• компьютерной томографии или 3D-проекции черепа: позволяют оценить положение, размер челюстей, клиническую форму прикуса;

• слепков зубных рядов для определения нюансов их смыкания;

• фотопротокола: снимают челюсти в разных положениях, лицо с открытым, закрытым ртом, анфас, в профиль.

Методы терапии у детей

Дистальный прикус может формироваться с рождения, при появлении молочных зубов, их смене на постоянные. Чтобы предотвратить его образование, необходимо соблюдать рекомендации по вскармливанию ребенка, своевременно лечить ЛОР-заболевания. Исправление потребует намного больше времени, чем профилактика.

Если кажется, что с зубными рядами не все в порядке, лучше обратиться к ортодонту в возрасте 3 лет. Для коррекции используют тренажеры для мышц, заслоны для языка, аппараты, стимулирующие рост нижней челюсти, замедление роста верхней.

В качестве дополнения ортодонт назначает миогимнастику, дает направление на удаление сверхкомплектных зубов, рекомендует шлифовку клыков, которые не дают зубным рядам правильно смыкаться.

Методы исправления патологии у взрослых

Подростки и взрослые должны использовать брекеты или съемные элайнеры. Дистальную окклюзию лечат при помощи любых видов брекет-систем. Если врач обнаружит смещение головки височно-нижнечелюстного сустава, необходимо дополнительно пользоваться суставной шиной. Она позволит скорректировать положение и движение челюстей.

Если размеры челюстей аномальные, рекомендуют использование методов челюстно-лицевой хирургии: врачи расширяют нижнюю или сужают верхнюю челюсть.

Мартирос Саркисян в 1993 году открыл первую стоматологическую клинику «Доктор Мартин», а затем и сеть стоматологий, оказывающих услуги на высочайшем уровне. Такой успех является заслугой как самого основателя, так и всей его команды.

Зубная эмаль может быть поражена не только кариесом, но и другими патологическими процессами. Одно из распространенных заболеваний — флюороз. Характеризуется патология изменением структуры эмали зубов и ослаблением твердых тканей. Флюороз приводит к постепенному разрушению зубов.

Эталоном красивой улыбки всегда принято было считать ровные белоснежные зубы, однако модные тенденции, затрагивающие не только косметологию и мир «шмоток», диктуют новые веяния, которые для одних становятся дикость, а для других признаком красоты и стиля.

Лечение прикуса брекет-системами становится все более популярным, в том числе и среди взрослых. Но до сих пор остаются те, кто верит в мифы о брекетах, которые не имеют никакого отношения к современным ортодонтическим конструкциям.

Цвет зубов от природы может не иметь белизны, либо изменить оттенок со временем под воздействием различных факторов. Но есть решение — отбеливание зубов. Современные стоматологические методы безопасны и не оказывают значительного негативного эффекта, который следовал за химическим осветлением эмали, применяемым в недалеком прошлом.

Достаточно часто можно столкнуться с негативными отзывами о лечении прикуса брекет-системами, которые свидетельствуют о так называемых «подводных камнях» ношения ортодонтической конструкции. Выражаются эти негативные моменты в поражении эмали, развитии кариеса и даже повреждении самой системы.