Симптомы
Методы терапии у детей
Методы исправления патологии у взрослых

Дистальный прикус зубов — причины и лечение

Иногда стоматолог при осмотре замечает, что верхняя челюсть пациента значительно выдается вперед по отношению к нижней при их смыкании. В таком случае он ставит диагноз — дистальный прикус зубов. Патологию также называют дистальной окклюзией. Она может быть следствием чрезмерного развития верхней или недоразвития нижней челюсти. Дистальную, или прогностическую окклюзию обнаруживают примерно у трети детей и 20% взрослых, имеющих неправильный прикус. Ее нужно исправлять, поскольку она приводит к весьма неприятным последствиям. Таких пациентов лечат в стоматологии.

Симптомы

Дистальный прикус можно обнаружить и самостоятельно. Он заметен не только при неправильном положении зубов: о нем говорят особенности мимики, характерность черт лица и даже положение тела.

Внутриротовые признаки

Верхние фронтальные резцы в норме на треть прикрывают нижние. Если у пациента дистальный прикус, они опускаются ниже и выдвигаются вперед. Между рядами образуется сагиттальная щель.

Внешние симптомы

У человека, скорее всего, прикус зубов дистальный, если имеются следующие признаки:

• «птичий» профиль;

• слишком мелкий, скошенный подбородок, часто двойной;

• небольших размеров нос значительно выдается вперед;

• когда челюстные мышцы расслаблены, губы не смыкаются.

Осанка тоже является признаком наличия патологии: тело пациента всегда наклонено вперед, живот выпирает, он сутулится, его шея кажется более длинной, чем есть на самом деле.

Функциональные признаки

Дистальный прикус затрудняет носовое дыхание, процесс пережевывания пищи, глотания. Иногда он негативно влияет на речь: страдает дикция, возникает шепелявость. Сам человек обычно этого не замечает, поскольку аномалия развивается медленно, с 4-6 лет. Организм адаптируется к ней.

Причины патологии

Почему у некоторых людей дистальный прикус? Челюсти формируются под влиянием разных факторов. Некоторые из них воздействуют еще в процессе внутриутробного развития. Дистальный, или прогнатический прикус обычно представляет собой следствие наличия множества факторов. Это:

• генетика: приблизительно в 66% случаев именно наследственная предрасположенность приводит к появлению проблемы;

• влияние на рост плода неблагоприятной окружающей среды, болезни матери, воздействие радиации, употребление спиртных напитков при беременности, дефицит витаминов;

• кормление из бутылочки со слишком большим отверстием: не дает нужной нагрузки на челюстной аппарат, поэтому он развивается неправильно;

• длительное сосание пустышки, пальцев: ребенка следует отучить от них до достижения им двухлетнего возраста;

• искривление носовой перегородки, аденоидит, синусит, ринит и другие болезни, нарушающие дыхание носом: все это приводит к опущению челюсти при дыхании ртом;

• дефицит кальция, фтора, рахит, эндокринные патологии: они негативно влияют на рост и формирование челюстей, прорезывании зубов;

• ранняя утрата молочных зубов: при их длительном отсутствии рост челюстей нарушается.

Неблагоприятные последствия

При неправильном смыкании зубов нагрузка на них распределяется неравномерно, что способствует их быстрому изнашиванию. Страдают и ткани пародонта: они воспаляются, образуются глубокие десневые карманы, рецессии десны.

Постоянное давление в придесневой области на эмаль способствует возникновению клиновидных дефектов. В таком случае требуется их лечение. Корни зубов постепенно становятся слабыми. Иногда причина нарушений работы ЖКТ кроется именно в неправильном положении зубов. Конечно же, ситуацию нужно исправлять.

Методы диагностики

Пациент должен записаться на прием к стоматологу-ортодонту. Врач осматривает ротовую полость, обращает внимание на дыхание, осанку, состояние челюстного сустава. Чтобы лечение оказалось эффективным, необходимо разработать четкий план действий. Для этого потребуются данные, которые получают при помощи современных методов диагностики:

• компьютерной томографии или 3D-проекции черепа: позволяют оценить положение, размер челюстей, клиническую форму прикуса;

• слепков зубных рядов для определения нюансов их смыкания;

• фотопротокола: снимают челюсти в разных положениях, лицо с открытым, закрытым ртом, анфас, в профиль.

Методы терапии у детей

Дистальный прикус может формироваться с рождения, при появлении молочных зубов, их смене на постоянные. Чтобы предотвратить его образование, необходимо соблюдать рекомендации по вскармливанию ребенка, своевременно лечить ЛОР-заболевания. Исправление потребует намного больше времени, чем профилактика.

Если кажется, что с зубными рядами не все в порядке, лучше обратиться к ортодонту в возрасте 3 лет. Для коррекции используют тренажеры для мышц, заслоны для языка, аппараты, стимулирующие рост нижней челюсти, замедление роста верхней.

В качестве дополнения ортодонт назначает миогимнастику, дает направление на удаление сверхкомплектных зубов, рекомендует шлифовку клыков, которые не дают зубным рядам правильно смыкаться.

Методы исправления патологии у взрослых

Подростки и взрослые должны использовать брекеты или съемные элайнеры. Дистальную окклюзию лечат при помощи любых видов брекет-систем. Если врач обнаружит смещение головки височно-нижнечелюстного сустава, необходимо дополнительно воспользоваться суставной шиной. Она позволит скорректировать положение и движение челюстей.

Если размеры челюстей аномальные, рекомендуют использование методов челюстно-лицевой хирургии: врачи расширяют нижнюю или сужают верхнюю челюсть.

Современная ортодонтия, также как и другие области стоматологии, значительно шагнула вперед. Сегодня для исправления прикуса применяют специальные компьютерные технологии, выполняющие цифровое моделирование прикуса. Такой подход позволяет спрогнозировать все этапы коррекции прикуса, значительно сократить срок лечения, сделать конструкцию максимально эстетичной и комфортной, ну и, конечно, получить эффективный результат.

Отек десны часто явление, с которым сталкивался почти каждый человек. Стоит ли беспокоиться из-за этого? Конечно же да. Отечность мягких тканей полости рта — патологическое состояние, которое характерно для симптоматики воспалительных процессов. Причина отека десны может быть разной. Провоцирующим фактором может послужить как травма мягких тканей, так и серьезное стоматологическое заболевание.

С кровоточивостью десен сталкивался почти каждый, но вот к стоматологу с такой проблемой обращаются крайне редко. Часто это становится фатальной ошибкой, поскольку кровь, выступающая из десен, всегда является симптомом патологического процесса в организме. Чтобы лечение было эффективным, важно правильно определить причины кровоточивости десен.

Современная ортопедия в стоматологии предлагает решить проблему разрушенных или отсутствующих зубов, восстановив не только их функциональные возможности, но и внешний вид. Сегодня протезы почти неотличимы от настоящих зубов. Причин, почему стоматологи рекомендуют ортопедические конструкции, которые максимально схожи с настоящими зубами, множество. Постараемся рассмотреть особенности зубных протезов с разных сторон.

Зачем нужна профессиональная чистка зубов, если можно проводить тщательную гигиену полости рта и проходить профессиональный осмотр? Это один из частых вопросов, которые часто задают пациенты стоматологу.

Металлокерамика, благодаря сочетанию трех основных критериев (надежность, эстетичность и стоимость), считается самым популярным материалом для изготовления зубных протезов. Но продолжительность срока службы и сохранения первоначального вида протеза зависит во многом от того, как осуществлялся уход за зубами из металлокерамики. Рекомендуем ознакомиться с рекомендациями стоматологов-ортопедов.